СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАННЕМУ РАЗВИТИЮ
10.12.2025
10.12.2025
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: ПРАВИЛЬНЫЙ СТАРТ
1. ЧТО
ТАКОЕ «РАННЕЕ РАЗВИТИЕ» НА САМОМ ДЕЛЕ?
Это не
опережающее обучение цифрам и буквам в 2 года. Это создание насыщенной среды,
которая помогает мозгу ребенка созревать естественно, через движение, игру,
общение и эмоции.
Главная
задача раннего возраста (0-3 лет) —формирование основных мозговых систем:
эмоциональной, двигательной, речевой, волевой.
2. 5
ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ (ВМЕСТО 1000 МЕТОДИК)
Безопасная
привязанность — основа основ. Ребенок, который чувствует вашу любовь и
поддержку, смелее исследует мир и лучше учится.
Сенсорный
опыт — прежде интеллектуального. Чем больше ребенок трогает, нюхает, пробует на
вкус, слушает и двигается, тем прочнее нейронные связи в его мозге.
Ведущая
деятельность — игра. Всё серьёзное должно преподноситься в игровой форме.
Сидение за партой в 3 года — стресс, а игра в «сортер» или «мемори» — развитие.
Зона
ближайшего развития. Помогайте ровно настолько, чтобы ребенок смог сделать
следующий шаг САМ. Не делайте за него.
Режим и
предсказуемость. Четкий распорядок дня дает мозгу ребенка чувство безопасности,
необходимое для обучения.
3.
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНКИ: КОГДА СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ?
К 1 году: не отзывается на имя, нет указательного жеста.
К 1.5 годам: не говорит осознанно 5-10 простых слов («мама»,
«дай»).
К 2 годам: не составляет фразы из 2 слов, не играет в простые
сюжетные игры (покормить куклу).
К 3 годам: нет фразовой речи, не понимает простых инструкций
(«принеси мяч»).
В любом возрасте: потеря ранее приобретенных навыков, отсутствие
зрительного контакта, однообразные, стереотипные игры (долгое кручение колес у
машинки).
4.
КОНКРЕТНЫЕ СОВЕТЫ ПО ВОЗРАСТАМ
0-1,5
года: «Мир чувств и движений»
Больше
тактильного контакта: массаж, ношение на руках, объятия.
Безопасное пространство для ползания (важнее, чем ходунки!).
Простая речь в общении: называйте предметы, действия, свои эмоции.
Игрушки: мячики, пирамидки, коробочки с разной фактурой,
безопасное зеркало.
1,5-3
года: «Я сам!»
Развивайте
самостоятельность: пусть сам ест, одевается (с помощью), убирает игрушки.
Активно
развивайте речь: читайте, пойте, много разговаривайте, задавайте простые
вопросы.
Игры: лепка
(пластилин, тесто), пальчиковые краски, кубики, пазлы из 2-4 частей, игры с
водой и песком.
Помните:
Самый главный инструмент раннего развития — это ваша вовлеченность, любовь и
чуткость. Создавайте среду, отвечайте на интерес ребенка, и его развитие пойдет
естественным и гармоничным путем.
С уважением, педагог-психолог Центра «Рост».